Наставничество

    Наставничество сегодня «Вместе к успеху»

    Национальный проект «Образование»

    К 2024 году не менее 70% обучающихся и педагогических работников общеобразовательных организаций должны быть вовлечены в различные формы наставничества и сопровождения

    Целевая модель наставничества: формы взаимодействия
    и этапы реализации программы наставничества
    «Вместе к успеху» в Ростовской области

    Целевая модель наставничества – это системный проект, позволяющий определить реальный план действий, необходимых для реализации программы наставничества в общеобразовательных организациях Ростовской области.

    Цель: создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся, педагогических работников разных уровней образования и молодых специалистов.

    Наставничество – перспективная образовательная технология, которая позволит:

    • передавать знания;
    • формировать необходимые компетенции быстрее, чем традиционные способы.

    Форма наставничества – это способ организации работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в ролевой ситуации, определенной их основной деятельностью и позицией.

    Этапы реализации целевой программы наставничества

    1-й этап – алгоритм условий для запуска программы:

    • определить формы наставничества, которые будут реализовываться в общеобразовательной организации;
    • назначить куратора и сформировать команду организаторов, контролирующих процесс;
    • фиксировать задачи, формы наставничества и ожидаемые результаты;
    • обеспечить нормативно-правовое сопровождение.

    2-й этап – отбор и обучение наставников

    Важные критерии отбора наставника:

    • желание наставника участвовать в программе;
    • профессиональный опыт;
    • развитые компетенции, навыки коммуникации;
    • ресурс времени;
    • положительный жизненный, профессиональный опыт;
    • соответствие запросам наставляемых;
    • активная гражданская позиция;
    • мотивация.

    3-й этап – формирование банка наставников

    Главная задача этапа – поиск потенциальных наставников для формирования базы:

    • обучающиеся, готовые помочь сверстникам;
    • педагоги, заинтересованные в тиражировании личного педагогического опыта;
    • родители/опекуны обучающихся
    • участники родительских или управленческих советов с выраженной гражданской позицией.

    4-й этап – формирование банка наставляемых:

    • информировать родителей/опекунов, педагогов, обучающихся
    • о возможностях и целях программы;
    • организовать сбор данных о наставляемых.

    Результат этапа – сформированный банк наставляемых с перечнем запросов, необходимых для подбора кандидатов в наставники на следующем этапе.

    5-й этап – организация работы

    Обязательные образовательные процедуры:

    • оформление нормативно-правовых документов;
    • определение приоритетных целей, задач развития наставляемого и общих задач пары/группы;
    • предоставление наставникам методических и психологических рекомендаций, дополнительных материалов;
    • организационный контроль, сбор обратной связи и фиксация промежуточных результатов;
    • формирование наставнических пар/групп и оформление согласия на обработку персональных данных;
    • групповая встреча наставника и наставляемых;
    • проведение анкетирования, мониторинга и их обработка.

    6-й этап – завершение программы

    Основные задачи этапа:

    • представление результатов работы конкретной пары/группы;
    • сбор обратной связи от участников программы;
    • организация и проведение финального мероприятия;
    • награждение лучших наставнических пар/групп;
    • формирование успешных кейсов, практик для дальнейшей работы.



    Документы, регламентирующие наставничество

    Анкеты

    Анкета для наставников

    Анкета для наставляемого